+7 (495) 644-44-03
Подбор персонала и кадровый консалтинг
О компании
Работодателю
Соискателю
Контакты
На главную На главную
Пошаговая Шпаргалка для работодателя - испытательный срок и адаптация нового сотрудника

Действительно хорошие специалисты нужны всегда, но в период кризиса нужны только ЛУЧШИЕ специалисты. Мало найти таких людей и нанять на работу, важно правильно их «использовать» сразу.

Чем быстрее новый сотрудник поймет, что от него хотят и что ему за это будет, тем больше денег и сил съэкономит работодатель.Пошаговое описание + простая "системка" оценки успешности в период испытательного срока.

Мы, как опытные рекрутеры и менеджеры по персоналу, приложили максимум усилий по поиску «перетаскиванию» специалиста в нашу успешную и процветающую компанию. Специалист сказал: «Да, я принимаю Ваше предложение о работе»…

Итак, впереди адаптация и испытательный срок.

1. За две недели до выхода на работу.

Адаптация специалиста начинается на этапе его ответа и высказанной готовности перейти на работу в нашу компанию. 
Резко увеличилось количество кандидатов, которые, изначально приняв предложение о работе, в итоге от него отказались, получив интересное контрпредложение от своего нынешнего работодателя. Минимизировать такие ситуации можно и нужно. 
Способы минимизации:
1) Четкое понимание мотивации кандидата к смене работы, правду об этом в резюме не пишут;
2) Четкое понимание, какое контрпредложение может поступить от нынешнего работодателя (выясняется путем задавания вопросов о том, как вел себя нынешний работодатель при уходе других сотрудников прежде), подготовка возможных аргументов в пользу работы именно в нашей компании;
3) Максимально четкое и объективное описание функций и задач, которые придется выполнять новому сотруднику, качественная «продажа» вакансии и своей компании менеджером по подбору персонала;
4) Постоянная поддержка контакта с кандидатом, особенно после того, как он проинформировал нынешнего работодателя о своем уходе.

2. За день до первого рабочего дня.

Вспомним себя и то, как мы волновались вечером, как раз накануне нашего выхода на новое рабочее место. Что одеть, как накраситься (для мужчин не актуально), какую сумку взять, кого спросить, когда приду, как представиться секретарю… 
Рекомендации «по устранению» излишнего волнения у нового сотрудника:
1) Сообщить о принятом в компании внешнем виде;
2) Сообщить о том, когда конкретно прийти на работу (лучше, если все начинают работу с 9.00, а новый сотрудник придет на 9.30, дав возможность новичку не оказаться одному в кабинете, куда еще не пришел ни один из работающих специалистов);
3) Дать информацию об имени конкретного специалиста, которого необходимо спросить при приходе;
4) Коротко рассказать о планах на первый рабочий день;
5) Проинформировать о том, какие документы необходимо взять с собой;
6) Искренне пожелать удачи и успехов.

3. Первый рабочий день.

В пособиях, где описаны рекомендации для кандидатов, как необходимо вести себя в первый рабочий день, есть интересная фраза: «Помните, что вы в первый день на виду у всех, вас никто не знает, а значить присматриваются особенно тщательно и придирчиво, обсуждают в столовой и замечают любое робкое или наглое движение». 
Задача работодателя приложить максимум усилий для минимизации риска возникновения субъективного впечатления о новом сотруднике.
Несколько рекомендаций:
1) К выходу нового сотрудника рабочее место должно быть полностью подготовлено, об этом необходимо позаботиться заранее;
2) Все расходные материалы и канцтовары закуплены;
3) Идеально если уже заказаны визитки (будет проще знакомиться с сотрудниками);
4) Передан лист «ответственных», где четко прописано, по каким вопросам и как можно связаться с сотрудниками по необходимым в первое время вопросам;
5) Хорошо, если в компании действует «внутренний форум» или корпоративная рассылка и можно представить нового сотрудника (вложив фото, название должности, сферу ответственности, биографические нюансы, контактную информацию), представить лично сотрудникам компании;
6) Рассказать о задачах на первую неделю работы, рассказать о том, как будет измеряться эффективность работы сотрудника в течении первого времени;
7) Сказать, к кому обращаться при возникновении каких-либо вопросов или затруднений (если вопросы не находятся в компетенции «ответственных»).

4. Через неделю

Этот период можно назвать «контрольной» точкой. За неделю новый сотрудник присмотрится к компании, задаст или самостоятельно ответит на первые вопросы. Хорошо если у сотрудника возникнут вопросы, отлично, если Вы сможете на них ответить.
Важно:
1) Выпить кофе и выяснить все ли хорошо, как строятся отношения с новыми коллегами, уделяется ли сотруднику достаточно внимание, получает ли он ответы на свои вопросы, поинтересоваться, что можно сделать для более быстрого вхождения в курс дела;
2) Обсудить результаты беседы с непосредственным руководителем нового сотрудника, если необходимо, разработать план корректировки ситуаций.

5. Через месяц

При определенных обстоятельствах, месяц может быть достаточным сроком для того, чтобы составить представление о соответствии сотрудника профилю вакансии и портрету «идеального кандидата».
В данное время важно:
1) Дать сотруднику обратную связь по результатам его работы, похвалить, если справляется или максимально корректно посоветовать поработать над недостатками. Поставить конкретные сроки для исправления ситуации;
2) Будет полезным получение обратной связи от коллег, узнать насколько им комфортно взаимодействовать с новым специалистом.
Как правило, по результатам работы в течение месяца, принимать решение о непригодности кандидата не совсем правильно, этот срок, скорее, еще одна «контрольная точка» в испытательном сроке кандидата.

6. Конец испытательного срока

В некоторых компаниях это наступает через два месяца, в некоторых – через три, а в некоторых и через шесть месяцев работы нового сотрудника.
Хотела бы привести пример успешно работающей методики оценки прохождения специалистом испытательного срока. Думаю, данную методику будет интересно попробовать использовать в своей компании тем менеджерам по персоналу, которые еще не выбрали оптимальную или только начинают строить систему эффективной оценки.

Цель методики: получение объективной информации об эффективности прохождения специалистом испытательного срока.

1) Для оцениваемого сотрудника составляется «Анкета оценки прохождения ИС», с предложением оценить самостоятельно свои успехи по заданным шкалам с уклоном в профессиональную сферу (ниже приведена возможная анкета):

№ Критерий Балл от 0 до 5 
1 Знание правил оформления корпоративных документов 
2 Знание целей и задач должности 
3 Знание технических средств, используемых в работе 
4 Качество обратной связи от руководителя 
5 Другое (в зависимости от функций и задач) 

2) Для непосредственного руководителя оцениваемого сотрудника составляется несколько более расширенная анкета с равноценными критериями «Проф. знания и опыт» и «Личные качества»:

№ Критерий Балл от 0 до 5
1 Знание правил оформления корпоративных документов 
2 Знание целей и задач должности 
3 Знание технических средств, используемых в работе 
4 Коммуникабельность
5 Обучаемость
6 Другое (в зависимости от функций и задач) 

3) Для коллег нового сотрудника, с которыми в процессе прохождения испытательного срока приходилось общаться и взаимодействовать (до 10 человек):

№ Критерий Балл от 0 до 5
1 Знание правил оформления корпоративных документов 
2 Знание технических средств, используемых в работе
3 Коммуникабельность
4 Обучаемость
5 Другое (в зависимости от функций и задач) 
Какие результаты мы получаем:
1) Информацию о том, как сотрудник сам себя оценивает, где сделать «фокус» в дальнейшем обучении, как сотрудник видит свои функции;
2) Удовлетворенность руководителя новым сотрудником, соответствие оценок руководителя и сотрудника (все ли хорошо с внутренними коммуникациями);
3) Насколько хорошо сотрудник сработался с новыми коллегами, какую роль новый сотрудник занял в коллективе (неформальный лидер, «крайний», «друг» и т.д.);
4) А также много другой нужной и полезной информации, которую можно получить, правильно составив список вопросов.

Многое в успешной адаптации и прохождении испытательного срока зависит от нового сотрудника, но также и мы, как менеджеры по работе с персоналом, можем не мало сделать, чтобы чаще слышать от наших руководителей: «Служба персонала сработала просто отлично».

{"mname":"articles","id":"65"}

Кадровое агентство GoodWork -
поиск персонала, подбор кадров.

Россия, Москва, 4-й Котельнический пер.,
д. 3, офис 115, +7 (495) 644-44-03
info@gwork.ru