+7 (495) 644-44-03
Подбор персонала и кадровый консалтинг
О компании
Работодателю
Соискателю
Контакты
На главную На главную
Как правильно набрать персонал

Поговорка «Время – деньги» известна всем. Но то, что ресурсом, кроме денег и времени, является еще и персонал, – знают немногие. А уж пользуется этим знанием совсем малое число руководителей.

По сути, у владельца или руководителя предприятия для достижения целей есть лишь три ресурса: время, деньги и персонал. Причем, время – ресурс невосполнимый, а деньги и персонал – восполнимые ресурсы. Но это не значит, что их можно безмерно расточать.

Общеизвестно, что лишних денег не бывает. А точнее – их постоянно не хватает. Именно поэтому мы стараемся не тратить бездумно, планировать, учитывать, анализировать, управлять, не доверять кому попало, и т. д. Но по отношению к персоналу – как часто вы задумывались о том, что персонал и деньги – это жестко взаимосвязанные и взаимозаменяемые ресурсы?

Быстро, качественно и недорого – именно так каждый из нас хочет достичь поставленных целей. Но не каждый знает, что выбрать можно только два параметра из трех. Например, если быстро и хорошо – то дорого, а быстро и дешево – получится плохо.

Быстро / медленно – это время.
Дешево / дорого – деньги.
Хорошо / плохо – это персонал!

И на персонал надо тратиться. Многие из нас предпочитают тратить время. Если бы мы с вами были бессмертны! Если бы 24 часа можно было положить на депозит и жить на проценты! На персонал надо тратить не только время, но и деньги. И, при условии корректных затрат, персонал будет приносить вам выигрыш как в деньгах, так и во времени.

Чтобы получить урожай – необходимо сеять. «Что посеешь – то и пожнешь!», – говорит народная мудрость. Так и с персоналом. Не будешь тратить деньги на персонал – потратишь на штрафные санкции. Или недополучишь прибыль. В любом случае, потратить деньги (и время!) придется.

Вопрос не в том, тратить или не тратить. Вопрос в том, на что тратить и сколько, чтобы «не было мучительно больно» за бесцельно потраченные средства. Следовательно, речь идет о планировании расходов, то есть – бюджете.

Расходы по статьям «заработная плата», «бонусы», «премии» и т. п. рассматривать не стану, так как эти затраты для нас привычны. Проанализируем те расходы на персонал, которые в гораздо меньшей степени принимаются работодателями как обязательные. Они-то и позволяют получать прибыль от работы персонала в оптимальном объеме. 


Какие же это статьи расходов?
Рекрутинг (поиск персонала, процесс найма, ввод в должность).
Обучение (тренинги, семинары, мастер-классы, наставничество).
Обеспечение условий труда (офис и его содержание, поддержание здоровья, оплата больничных, отдых персонала, выходное пособие, иные составляющие соц. пакета).
Юридическое обеспечение трудоустройства; оптимизация налогообложения зарплаты персонала.
Страхование и иные способы снижения рисков некачественной работы персонала.
Удержание квалифицированного и труднозаменимого персонала.
Безопасность (обеспечение конфиденциальности, контрразведывательные мероприятия).
Снижение потерь при увольнении персонала.

Рассмотрим расходы постатейно. При этом сэкономим время (!) на примерах и разговорах о неправильной работе. Буду говорить лишь о «правильных» вариантах.

Расходы, необходимые для найма единицы персонала, зависят от вида бизнеса, географии, политики и т. д., но не зависят от способа, которым персонал набирается, и качества проводимых мероприятий.

Если сэкономите на рекрутинге, то потратите на адаптацию персонала, либо будете набирать его несколько раз. И это – не считая потерь от некачественной работы подобранного персонала!

Под рекрутингом обычно понимают подбор персонала рекрутинговым агентством за некоторое вознаграждение. Но, по сути, рекрутинг – это любое действие, связанное с наймом персонала. Для того чтобы понимать, когда, сколько и кому платить (или не платить), кратко опишу рынок рекрутинговых услуг.

Рекрутинговые агентства

Обычно занимаются только подбором персонала. Не оказывают комплекса услуг. Чаще всего специализируются в какой-то определенной области бизнеса, или в категории персонала. Обычно следуют за заказчиком, а не консультируют его. Качество услуг – низкое. Цена – высокая, привязана к годовому доходу кандидата. Работают с ориентировкой на скорость, а не на качество. В случае, когда работают с постоянным клиентом, – весьма заинтересованы в частой смене персонала заказчиком. Обслуживают постоянно 10–20 предприятий. То есть быстро, дешево и плохо.

Крупные рекрутинговые агентства

До 20 по Украине, основное сосредоточение – в Киеве. Выделяются высоким качеством и очень высокой стоимостью услуг. Стоимость услуги подбора персонала – более 20% годового дохода кандидата. Предлагают широкий спектр услуг. Такие услуги могут быть доступны только очень крупному бизнесу. То есть долго, дорого и хорошо.

Кадровые компании

Занимаются, в основном, трудоустройством низкоквалифицированного персонала и людей рабочих специальностей. Всеядны. Открываются и закрываются десятками в каждом городе. Услуги оплачивает работник. Стоимость одной услуги – примерно 50 грн. Качество – отсутствует. Чаще всего – «лохотрон».

Паразитируют на неграмотности безработных. Живут за счет обращения к ним неграмотных или жадных работодателей. Также за счет того, что рекрутинговые агентства не занимаются подбором кандидатов рабочих специальностей и низкооплачиваемых специалистов (с годовым доходом менее 12 000 грн.). С точки зрения работодателя, подбор осуществляется быстро, дешево и плохо.

Отделы персонала (часто называемые HR-департаментами) 

Обслуживают основной бизнес. Но и зависят от него. Не могут осуществлять подбор персонала независимо. Часто заинтересованы в постоянной смене персонала. Стоимость такого подбора кадров равна сумме затрат на зарплаты персонала департамента, плюс расходы на содержание офиса, плюс расходы на рекламу, транспорт, связь и т. п. (если пересчитывать на единицу персонала).

Также занимаются обучением персонала и кадровым учетом. Такой способ подбора доступен и целесообразен для крупных предприятий при постоянном и существенном росте или при частой смене персонала. Медленно или быстро, хорошо или плохо, но всегда дорого.

Есть еще один распространенный способ рекрутинга – сам себе рекрутер 

Допустим, что самообслуживающийся бизнесмен квалифицирован настолько, что может подобрать персонал. А сколько стоит такой подбор? Только количество часов собственного драгоценного времени уже делает такое мероприятие крайне дорогим (конечно, если «фирма» не состоит только из директора и бухгалтера).

Итак, был изложен тезис о равной стоимости рекрутинга вне зависимости от выбранной формы подбора. Для понимания порядка стоимости рекрутинга проще подсчитать расходы при обращении в рекрутинговое агентство, оказывающее услуги на хорошем уровне.

{"mname":"articles","id":"46"}

Кадровое агентство GoodWork -
поиск персонала, подбор кадров.

Россия, Москва, 4-й Котельнический пер.,
д. 3, офис 115, +7 (495) 644-44-03
info@gwork.ru